Куда бы они ни пошли, они всегда возвращаются в свои дома. Они селятся у воды и живут в гармонии с природой, полагаясь только на себя и свою стаю. Свободолюбивые и верные, как лебеди, коренные жители Алтая
Героин
Наталья Арсентьевна Глухова
Родился 3 марта 1951 года в Красногорском районе Алтайского края.
В 1968 году окончила Красногорскую среднюю школу, в 1974 году — историко-филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института по специальности «история и учитель английского языка в средней школе».
Член этсовета при губернаторе Алтайского края, член Алтайской краевой общественной организации кумандинцев «Торин чер» («Родина») в селе Красногорск.
Живет в Барнауле. Замужем за русским. Мать двоих детей.
«Не бросай ничего в реку», — учила меня мама. Потому что для каждого кумандинца вода священна. Вы не можете его загрязнять. И когда вы набираете воду у источника, вы должны сказать спасибо. В реке белье не стираем, везем домой ведра. А вечером обычно стараемся не беспокоить реку, но если нужна вода, мы просим разрешения. Конечно, только при наличии уважительной причины. Например, пришли гости.
Народ: кумандинцы
Малочисленные люди, проживающие в районах верхнего и нижнего течения реки Бия — в районах Бийска, Красногорска, Солтонска, Тогула и Кытмановска Алтайского края, в Турочакском районе Республики Алтай и в Таштагольском районе Республики Алтай. Кемеровская обл. Соответственно различают верхний (Рудно-Кумандинский) и нижний (Алтына-Кумандинский) кумандинцы. Общая численность около 3000 человек. Около 2000 из них проживают в Алтайском крае. Кумандинский язык — один из диалектов языка Северного Алтая, входящего в группу тюркских.
Центром культурной жизни кумандинцев в России является село Красногорское.
В старину гостя встречали зажжением трубки. Это сделал старший член семьи. Считается, что с курением уходят все плохие мысли. А дым закрывает за покойником двери нижнего мира, поэтому мы сопровождаем человека в его последний путь, окуривая его можжевельником. Иначе дух умершего будет блуждать среди нас.
У огня тоже есть дух — от эти. И мы ему не мешаем. С детства мы знали, что нельзя прыгать в огонь, плевать или бросать мусор в огонь. Бывает, что видишь мужчину с волдырями на губах — понимаешь, что он ослушался. Поэтому мы с уважением относимся к огню.
Как с животными. Охотники, убив зверя, попросили у него прощения. Прежде всего, медведь — наше священное животное. Мы зовем его дедушкой. Он не должен обижаться. Медведя убивали только в самых редких случаях, например, когда он представлял опасность для села. Затем охотник съел глаза животного, так что его взгляд испугал других медведей.
Через глаза способна проникнуть нечисть, которая может навлечь на человека несчастье и даже украсть его душу. Если это произойдет, человек заболеет или умрет. Поэтому у наших кукол нет глаз.
Во время родов, когда женщина наиболее уязвима, ее защищают тряпичные куклы, изображающие духов рождения по женской линии: океннер. Они также защищают семью и дом. Но мужчины защищены от злых духов оружием. На люльку вешаем лук или меч. Когда мальчик подрастает, отец покупает ему ружье — это и талисман, и охотничье оружие.
Мы по натуре охотники. Традиционно охотились на крупных и мелких пушных зверей, маралов и косуль. Охота дала нам одежду и мясо, а также баранину и конину, которые были нашей основной пищей.
Мы едим конину вне зависимости от сезона. Это диетическое нежирное мясо. Жеребцу должно быть три, тогда убиваем его. Но кобыл нельзя трогать, они отдают жизнь. Мы едим баранину только летом — в это время самое чистое мясо, так как животные питаются свежей травой. Зимой и весной у овец появляется потомство, поэтому трогать их не стоит. А осенью готовятся к зиме, толстеют, потеют — пользы для здоровья в таком мясе нет. Прежде чем заколоть барашка, глава семейства благодарит природу.
Медведя убивали лишь в редких случаях, когда это было опасно.
Затем охотник съел глаза зверя, чтобы его взгляд испугал других медведей
Поклонение животным мы переняли от скифов. Часто на них изображали существ, олицетворявших союз двух миров — земного и небесного. Например, тело оленя и голова орла. Такое сочетание разных миров имеет сакральный смысл. И животные, и птицы борются за свободу. Как и кумандинцы, сочетающие в себе земное и небесное.
Согласно легенде, мы произошли от лебедей. Давным-давно с неба спустились три птицы, чтобы искупаться в реке. Вставив крылья, они превратились в красивых девушек. Его случайно увидел охотник. С первого взгляда он влюбился в одну из красоток и спрятал ее крылья. Девушка-лебедь не могла улететь с другими птицами, поэтому она осталась среди людей, с охотником. Наши люди произошли от этой пары. «Куманды» — его имя — можно перевести как «Я лебедь» (ку — «лебедь», человек — «я»).
Мы, лебеди, традиционно селились у воды. В наших краях есть незамерзшие озера. Благодаря горячим подземным источникам температура внутри них не опускается ниже +4 градусов, поэтому каждую зиму они становятся домом для диких лебедей. Такие озера, например, есть в Лебедином заповеднике. В Алтайском крае в честь этой птицы названы многие места: река Лебедь, село Лебяжье и село Курлек, которое основали мои предки мой отец.
Я всегда возвращаюсь в свою деревню. Мои родители и семья мужа жили в Красногорске. Сейчас в селе мы вместе с другими кумандинцами возрождаем обычаи и традиции нашего народа. За свою жизнь я побывала в разных уголках бывшего Советского Союза — пошла за мужем, который работал геологом-исследователем. Но нас всегда тянуло к нашей Родине. Несмотря на то, что кумандинцы по своей природе кочевой народ, мы стараемся добраться туда, где лежат наши корни. Как лебеди, возвращающиеся из года в год в одни и те же места.
Здесь похоронены наши предки. Но навещать их на кладбище не принято. Кумандинцы встречают человека в последний путь и больше не мешают ему. Лучше, чтобы женщины и дети вообще не ходили на похороны — мы переживаем трагедию более эмоционально, поэтому они заботятся о нас. Придя домой с кладбища, необходимо тщательно очистить ноги от земли, чтобы ничего не принести из загробного мира. Только кам-шаман, создающий связь между миром людей и миром духов, может беспокоить мертвых.
У огня есть дух — от эти. И мы ему не мешаем…
Бывает, что видишь мужчину с волдырями на губах — понимаешь, что он ослушался
Для общения с духами шаманы распускают волосы. Потому что волосы создают связь между двумя мирами. Нам, женщинам, нужно прятать волосы от посторонних. С непокрытой головой вы можете стоять в одиночестве перед самыми близкими людьми. Перед посторонними — только если ты шаман.
Валентина Тозыровна живет в нашем селе. Ему 81 год. В ее семье были шаманы, и этот дар передавался из поколения в поколение по женской линии. У этой женщины всегда теплые руки. Как только Валентина надевает часы, она останавливается. Если он его снимет, они снова уйдут. На втором курсе у Валентины внезапно начались судороги. Затем двоюродный брат ее отца, тоже шаман, объяснил, в чем проблема, и отвел ее к главной каме, которая провела обряд посвящения. Валентине было приказано лечить людей, что она и делает.
Раньше многие обращались к шаманам, когда болели. Они даже обращались к ним за советом. Их также просили наказать человека, совершившего преступление, например убийство или изнасилование. Если это произошло, они не организовывали судебное разбирательство, а через шамана посылали проклятие на всю семью преступника. Потом мальчики перестали рождаться в его семье, и вскоре эта семья исчезла.
Родственники очень важны для кумандинцев. Мы полагаемся только на себя и своих близких. Мы никогда не бросаем пожилых людей. Мы их уважаем, называем аксакалами, от слова «ак» — «белый», «святой». В трудные времена братья и сестры обязательно будут рядом. Если женщина вдова, брат ее мужа женится на ней. Если дети останутся сиротами, родственники возьмут их под опеку.
У нас в семьях много детей. Мы даже относимся к чужим как к своим, называем их «сыном», «дочкой». И наши семьи крепкие. Мне неизвестны такие случаи, когда кто-то мог бы развестись. В одной из наших традиционных песен — токпак — поется, что женщина должна быть мудрее и ради семьи прощать мужу обиды и измены. Но мы, кумандинцы, хоть и любим свободу, остаемся верными своим половинкам. Моей семье. И его стадо. Может, поэтому нас и называют «лебедиными людьми».
Ориентация на землю
Россия, Алтайский край
Площадь 168000 кв. Км
Население 2 365 680 человек. (22 место среди субъектов РФ)
Плотность населения 14,08 чел. / Кв. Км (52 место)
Валовой региональный продукт 492,1 млрд руб. (35 место)
Административный центр Барнаула
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ «Лебединый» заповедник (с ноября по март здесь зимуют до 500 лебедей), соленые озера Кулундинской степи, Царский курган (V век до н.э.).
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА кочо — густой мясной суп с ячменем, тштахты куртык — чизкейк с травами, чокчок — десерт из кедровых орехов и ячменя с медом и сметаной, тутпач — лапша на конском бульоне.
ТРАДИЦИОННЫЙ НАПИТОК чай с топленым маслом и чараком — жареный и измельченный ячмень.
СУВЕНИР амулеты из бересты, комус (еврейская арфа).
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Барнаула — 2950 км (3 часа 30 минут перелетом), от Барнаула до Красногорска — 241 км по дороге
ВРЕМЯ на 4 часа впереди Москвы
Фото: Константин Чалабов
Редакция выражает благодарность Туристическому центру Алтайского края за помощь в подготовке материала.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» на русском языке. 8 августа 2017 г
Наталья Майборода